6.1. При производстве строй работ в небезопасной зоне действующих ЛЭП нужна управляться следующими нормативными документами:
— СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Ч.1 Общие требования;
— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Ч.2 Строительное создание;
— РД 102-011-89 Охрана труда, Организационно-методические документы;
— ПОТ РМ-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
6.2. Допуск рабочих к работам в охранной зоне полосы электропередачи, находящейся под напряжением, проводят (после получения разрешения эксплуатирующей организации) допускающий из персонала организации, эксплуатирующей линию электропередачи и Производитель работ.
При всем этом Производитель работ производит допуск исполнителей каждой бригады данного участка, с выдачей оформленного Наряда-допуска на создание работ в охранной зоне ЛЭП.
6.3. Не допускается пребывание на месте работы в охранной зоне людей, не имеющих непосредственного отношения к проводимой работе.
6.4. При приближении грозы, лицо, ответственное за неопасное создание работ, должно закончить работы и вывести всех работающих из зоны работ на расстояние не поближе 25 м от ЛЭП.
Во время грозы создание работ и пребывание людей в охранной зоне Воспрещается.
6.5. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем приближение на недопустимое расстояние грузов либо свободных от них тросов и канатов, при помощи которых подымается груз, до находящихся под напряжением токоведущих частей.
6.6. Работа строй машин в охранной зоне ЛЭП разрешается при наличии у машинистов наряда-допуска и при вполне снятом напряжении организацией, эксплуатирующей данную линию электропередачи и II-й группы по электробезопасности.
6.7. В случае невозможности снятия напряжения строительно-монтажные работы в охранной зоне ЛЭП допускаются только:
— при наличии письменного разрешения эксплуатирующей организации;
— при подготовительной выдаче механизаторам и строителям наряд-допуска;
— при руководстве и непрерывном надзоре ответственного лица из числа ИТР, назначенного от СМУ-4, и имеющего квалификационную группу по технике электробезопасности не ниже III;
— при условии, если все работающие в охранной зоне могут оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока и имеют подобающую группу по электробезопасности.
6.8. Границы охранной и небезопасной зоны инсталлируются в обе стороны от последних проводов для соответственного напряжения согласно ГОСТ 12.1.051.
Границы зон, в каких существует опасность поражения электрическим током, регламентируют расстояния от неогражденных неизолированных частей (электрического оборудования, кабеля, провода) либо от вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю наиблежайшего провода воздушной полосы электропередачи, находящейся под напряжением, и представленны в таблице 18.
800 (неизменный ток)
6.9. Во избежание повреждения действующих линий электропередач в процессе строительства инсталлируются охранные зоны в обе стороны от последних проводов согласно данных таблицы 19.
От 1 до 20 включительно
800 (неизменный ток)
6.10. Проезд автомобилей, грузоподъемных машин и устройств в охранной зоне ВЛ, также установка и работа машин и устройств должны осуществляться под наблюдением 1-го из работников местных электросетей либо производителя работ, имеющего группу допуска IV, а при выполнении строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ — под наблюдением ответственного управляющего местных электросетей либо производителя работ, имеющего группу допуска III. В строке "Отдельные указания" наряда-допуска должна быть изготовлена запись о предназначении работника, ответственного за неопасное создание работ кранами с указанием должности, фамилии и инициалов.
6.11. При проезде под ВЛ подъемные и выдвижные части грузоподъемных машин и устройств должны находиться в опущенном положении. Допускается в границах рабочего места перемещение грузоподъемных машин по ровненькой местности с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной либо выдвижной части, если такое перемещение разрешается по заводской аннотации и при всем этом не нужна проезжать под не отключенными шинами и проводами ВЛ. Под ВЛ авто, грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в местах меньшего провеса проводов (у опор).
6.12. При установке машины оборудованной экскаваторным ковшом на месте работы Производителем работ вместе с допускающим должен быть определен нужный сектор перемещения стрелы. Этот сектор до начала работ должен быть ограничен шестами с флагами, а в ночное время сигнальными огнями.
6.13. Установка и работа грузоподъемных устройств конкретно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается.
Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Не разрешается завлекать для этого других работников.
В темное время суток работу с грузоподъемными машинами можно проводить только при выключении ЛЭП и достаточном освещении рабочего места и ЛЭП.
6.14. Передвижение строй машин и устройств под ЛЭП допускается, если машина имеет высоту от отметки дороги либо земли менее 5 м при передвижении по авто дорогам и 3,5 м при передвижении по грейдерным и проселочным дорогам и без дорог.
6.15. При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и устройств расстояния от подъемных и выдвижных частей, стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, должны быть более 4 метров.
Выполнение работ в охранных зонах ВЛ с внедрением разных подъемных машин и устройств с выдвижной частью допускается только при условии, если расстояние по воздуху от машины (механизма) либо от ее выдвижной либо подъемной части , также от ее рабочего органа либо поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при самом большом подъеме либо вылете) до наиблежайшего провода, находящегося под напряжением, будет более обозначенного в таблице 20.
Создание работ в охранных зонах и поблизости линий электропередачи
Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи и над подземными кабельными линиями установлены в целях обеспечения сохранности электрических сетей, надежного снабжения электроэнергией индустрии и населения, предотвращения злосчастных случаев с производственным персоналом при выполнении строительно-монтажных и других видов работ.
Охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи является участок земли и место, заключенное между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от последних проводов на следующих расстояниях: для линий напряжением до 1 кВ — 2 м; от 1 до 20 кВ — 20 м; 35 кВ — 15 м; 110 кВ — 20 м; 150—220 кВ — 25 м; 500 кВ — 30 м; 700 кВ — 40 м; 800 кВ (неизменный ток) — 30 м.
Под термином «вблизи» следует осознавать создание строительно-монтажных и других видов работ, складирование материалов, устройство стоянок машин и устройств на расстоянии поближе 30 м от последнего провода полосы электропередачи либо воздушной электрической сети напряжением более 42 В до границы охранной зоны.
Организация работ с внедрением строй машин и устройств поблизости (на расстоянии поближе 30 м от последнего провода до границы охранной зоны) полосы электропередачи либо воздушной электрической сети напряжением более 42 В может выполняться только по наряду-допуску, определяющему неопасные условия производства работ.
Создание работ в охранных зонах линий электропередачи либо в границах, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, разрешается по наряду-допуску и только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередач.
Строительно-монтажные работы поблизости и в охранной зоне электропередач разрешается создавать только под конкретным управлением инженерно-технического работника, ответственного за неопасное создание работ при наличии наряда-допуска и (в охранных зонах) письменного разрешения организации — обладателя полосы. Наряд-допуск на создание работ в охранных зонах и поблизости линий электропередачи выдает инженерно-технический работник (лицо, ответственное за электрохозяйство организации), назначенный приказом по организации. Наряд-допуск на создание работ в охранных зонах и поблизости линий электропередачи утверждает главный инженер строительно-монтажной организации, после этого его подписывают ответственный управляющий (мастер, прораб) и ответственный исполнитель (бригадир, звеньевой, старший рабочий). Наряд-допуск выдается на срок, нужный для выполнения данного объема работ. В случае перерыва в производстве работ более суток наряд-допуск аннулируется и при возобновлении работ выдается новый.
Работа с применением машин и устройств (кранов, экскаваторов и т.п.) считается проводимой в охранной зоне, когда какая-либо часть машины либо груза в процессе производства работ возможно окажется в границах границы охранной зоны. Работы проводятся, обычно, при вполне снятом напряжении с полосы электропередачи. Нужным и достаточным условием отсутствия напряжения на полосы электропередачи при допуске к работам является наличие переносного заземления на проводах полосы у места производства работ (либо на наиблежайшей опоре ЛЭП). Отключение полосы электропередачи, установка переносного заземления на проводах и оформление допуска на месте производства работ выполняются обладателем полосы. На создание работ в охранных зонах линий электропередачи составляется проект производства работ с разработкой определенных мероприятий, обеспечивающих безопасность работ.
Если снять напряжение с полосы электропередачи нереально и нужно делать строительно-монтажные работы в охранной зоне, соблюдаются следующие требования:
- • установка, работа и перемещение машин допускаются только под управлением и непрерывным надзором ответственного лица, назначенного из числа инженерно-технических работников организации, выполняющей работы, имеющего квалификационную группу по технике безопасности не ниже IV;
- • лицо, ответственное за неопасное создание работ по перемещению груза краном, должно провести инструктаж по неопасным приемам работы на рабочем месте с крановщиком, стропальщиком и другими рабочими, включенными в наряд-допуск; работа с применением машин допускается только в этом случае, если расстояние по воздуху от подъемной либо выдвижной части машины, также от поднимаемого груза в любом положении, в том числе и при самом большом подъеме либо вылете, до наиблежайшего провода, находящегося под напряжением, будет более: до 1 кВ — 1,5 м; 1—20 кВ — 2 м; 35-110 кВ — 4 м; 150-220 кВ — 5 м; 330 кВ — 6 м; 500 кВ — 9 м; 800 кВ неизменного тока — 9 м;
- • машинист, управляющий грузоподъемной машиной, обязан иметь квалификационную группу по технике безопасности не ниже II, стропальщики — I;
- • грузоподъемные машины, не считая машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены при помощи переносного заземления.
Работа машин конкретно под проводами воздушных линий электропередачи любого напряжения, находящихся под напряжением, воспрещается. Не считая того, во избежание приближения на недопустимое расстояние к проводам следует ограничить (по мере надобности) угол поворота подъемной либо выдвижной части грузоподъемной машины в горизонтальной плоскости. Ограничение должно быть выполнено особым стопорным приспособлением, установленным на строительной машине по указанию инженерно-технического работника, ответственного за неопасное создание работ в охранной зоне.
Под контактными проводами городского электротранспорта допускается работа только стреловых кранов при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами более 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить это расстояние при подъеме стрелы. Корпус крана должен быть заземлен при помощи переносного заземления.
Проезд грузоподъемных и землеройных устройств, также перевозка строй конструкций и оборудования под проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, допускается в этом случае, если расстояние по вертикали между самой высочайшей точкой перемещаемого механизма либо перевозимой конструкции и проводом, находящимся под напряжением, будут более 2 м и при напряжении полосы до 20 кВ, более 3 м — при напряжении полосы 35—110 кВ и 5 м — при напряжении полосы 330 кВ.
При проезде под линией, находящейся под напряжением, механизмы находятся в транспортном положении. Передвижение грузо- подъемных и землеройных машин вне дорог под проводами линий, находящихся под напряжением, делается не в месте большего провисания проводов, а поближе к опоре. При невозможности соблюдения обозначенных расстояний с полосы должно быть снято напряжение на время перемещения механизма.
В темное время суток работу грузоподъемными и землеройными машинами можно создавать только при отключенной ЛЭП и при достаточном освещении рабочего места. При работе строй устройств и машин поблизости линий электропередачи за пределами охранной зоны заземление последних не нужна. Все работы поблизости ЛЭП и в охранной зоне должны быть прекращены, и люди выведены из охранной зоны в случае приближения и во время грозы.
Охранной зоной трасс электрических кабелей является поверхность земли, расположенная над подземными кабелями плюс по 1 м в обе стороны от последних кабелей, а при прохождении кабельных линий в городках под тротуарами — на 0,6 м в сторону построек и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы. В охранной зоне трасс кабельных линий создание каких-то земельных работ (вскрытие земельных покровов, землеройные работы и т.д.), угрожающих целости кабелей, без согласования с организацией, эксплуатирующей эти кабели, воспрещается. На создание земельных работ поблизости и в охранной зоне электрических кабелей нужно иметь ордер на разрытие и наряд-допуск, подписанный основным инженером генподрядной организации, которая несет полную ответственность за соблюдение требований безопасности при производстве работ. Допуск к земельным работам производит представитель организации, эксплуатирующей кабели, который оформляется актом, с наброском расположения кабелей на обороте, также при соблюдении следующих критерий:
- • наличие у ответственного производителя работ на руках ордера на разрытие и выкопировки планировки подземных сооружений;
- • получение у представителя эксплуатирующей организации «предупреждения» и объяснения по технике безопасности, разметке границ неопасного производства работ;
- • выполнение в присутствии представителя эксплуатирующей организации контрольного шурфования вдоль всей трассы кабелей, на которой ведутся земельные работы, с расстоянием между шурфами менее 10 м;
- • надежная защита коробами и укрепление на крепком основании в горизонтальном направлении оголенных кабелей и соединительных муфт;
- • занесение в бортовой журнальчик землеройного механизма расположения кабелей (без наличия в бортовом журнальчике наброска создание работ землеройным механизмом воспрещается).
Расширять намеченную и согласованную зону раскопок без дополнительного согласования с организацией, эксплуатирующей кабели, не разрешается. При разрытии все кабели напряжением выше 1000 В быть отключены.
При производстве работ поблизости и в охранных зонах электрических кабелей соблюдают следующие требования безопасности: