В этом обзоре мы разглядим обычные неисправности трехфазных асинхронных электродвигателей и методы их предупреждения и устранения.
Электрические неисправности электродвигателя
Электрические неисправности мотора всегда связаны с обмоткой.
- Межвитковое замыкание может появиться при ухудшении изоляции в границах одной обмотки. Вероятные предпосылки: перегрев обмотки, плохая изоляция, износ изоляции вследствие вибрации. Найти межвитковое замыкание бывает трудно. Основной способ диагностики – сопоставление сопротивления и рабочего тока всех 3-х обмоток. 1-ые симптомы межвиткового замыкания – завышенный нагрев мотора и падение момента на валу. При всем этом по одной из фаз ток больше, чем по двум другим.
- Замыкание между обмотками происходит из-за смещения обмоток, механической вибрации и ударов. При отсутствии подабающей электрической защиты может появиться куцее замыкание и пожар.
- Замыкание обмотки на корпус. При данной неисправности электродвигатель может продолжать работать, если некорректно выполнены заземление и защита от недлинного замыкания. Но в работе он будет смертельно небезопасен, так как его потенциал будет находиться под фазным напряжением.
- Обрыв обмотки. Эта неисправность равносильна пропаданию фазы. Если обрыв происходит в работе, то мотор резко теряет мощность и начинает перенагреваться. При верно выполненной защите мотор отключится, так как ток по другим фазам будет повышен.
Для устранения большинства из этих поломок нужна перемотка мотора.
Механические неисправности электродвигателя
Механические неисправности электродвигателя связаны с его устройством.
- Износ и трение в подшипниках. Проявляется в повышении механической вибрации и шума при работе. В данном случае нужна замена подшипников, по другому неисправность приведет к перегреву и падению производительности мотора.
- Проворачивание ротора на валу. Ротор может крутиться в магнитном поле статора, а вал будет неподвижен. Нужна механическая фиксация ротора на валу.
- Зацепление ротора за статор. Эта неувязка связана с механической поломкой подшипников, их посадочных мест либо корпуса мотора. Не считая того, схожая неисправность приводит к повреждению обмотки статора. Фактически не подлежит ремонту.
- Повреждение корпуса мотора. Может происходить из-за ударов, завышенных нагрузок, неверного крепления либо низкого свойства мотора. Ремонт является трудозатратным из-за проблем соосной установки фронтального и заднего подшипников.
- Проворачивание либо повреждение крыльчатки обдува. Невзирая на то, что мотор продолжит работать, он будет перенагреваться, что значительно уменьшит срок его службы. Крыльчатку нужно закрепить (для этого применяется шпонка либо стопорное кольцо) либо поменять.
Аварийные ситуации при работе электродвигателя
Есть неисправности, не связанные конкретно с движком, но действующие на его работу, свойства и срок службы. Большая часть этих дефектов вызваны механической перегрузкой, повышением тока, и, как следствие, перегревом обмоток и корпуса.
- Повышение нагрузки на валу вследствие заклинивания привода или приводимых устройств.
- Перекос напряжения питания, который может быть вызван неуввязками питающей сети или внутренними неуввязками привода.
- Пропадание фазы, которое может произойти на любом участке питания мотора – от питающей трансформаторной подстанции до обмотки мотора.
- Неувязка с обдувом (остыванием). Может появиться из-за повреждения крыльчатки мотора при своем охлаждении, из-за останова вентилятора наружного принудительного остывания либо вследствие значимого увеличения температуры окружающей среды.
Методы защиты электродвигателя
Для защиты электродвигателя от внутренних и наружных дефектов, также для минимизации последующих трудозатрат по его ремонту используют разные устройства.
1. Мотор-автоматы и термические реле
Мотор-автоматы (автоматы защиты мотора) и термические реле применяют для обнаружения превышения тока по одной либо всем фазам мотора. В случае превышения через некоторое время происходит отключение привода.
В отличие от мотор-автомата, у термического реле нет силовой коммутации. Оно имеет только управляющий контакт, который размыкает питание силовой цепи. Мотор-автомат является самостоятельным коммутационным устройством, способным выключать мотор.
Минус термического реле заключается в отсутствии защиты от недлинного замыкания. Мотор-автомат имеет защиту от перегрузки и электромагнитную защиту от недлинного замыкания, которая одномоментно срабатывает и выключает мотор при превышении тока уставки в 10-20 раз.
Данные устройства применяются более обширно и при правильной установке и настройке в состоянии с большой толикой вероятности защитить электродвигатель и оборудование от поломки и других негативных последствий.
2. Электронные реле защиты движков
Данный вид защиты обеспечивает большой выбор разных защит. Главным элементом таких реле является процессор, который анализирует секундные значения напряжения и тока и воспринимает решения на базе данных опций. Это может быть выдача сигнала на индикацию или на отключение мотора.
3. Термисторы и термореле
Когда по некий причине не сработала термическая защита по перегрузке, последний предел обороны — термозащита. Вовнутрь обмотки устанавливается термочувствительный элемент (обычно, термистор либо позистор), который меняет свое сопротивление зависимо от температуры. При скрещении порога срабатывает соответственная защита, и мотор отключается.
Может быть использование более обычных дискретных термореле (термоконтактов), которые размыкают контрольную либо термическую цепь, что приводит к аварийной остановке электродвигателя.
4. Преобразователи частоты
Обычно преобразователи частоты располагают несколькими видами защиты – по превышению момента и тока, по превышению напряжения, обрыву фазы и проч. Не считая того, может быть ограничение момента и тока. В данном случае на мотор будет подаваться напряжение с наименьшим уровнем и частотой, если будет найдена перегрузка. При всем этом будет выдано соответственное сообщение оператору, а мотор может продолжать работать.
Также производители частотных преобразователей советуют устанавливать защитный автомат на входе ПЧ, термическое реле на выходе и термисторную защиту.
Базисные характеристики сопротивления обмоток компрессора холодильника
Компрессор можно именовать основной частью холодильника, его исправность гарантирует поддержание данной температуры в холодильной камере и в морозильнике. Если холодильник не стал замораживать, то прежде всего инспектируют исправность компрессора. Этом можно выполнить без помощи других в домашних критериях полагаясь на данные, приведенные в таблице сопротивления обмоток.
Где находятся обмотки компрессора?
С оборотной стороны холодильника находится компрессор. Он расположен в защитном кожухе, обычно темного цвета. Компрессор представляет собой электродвигатель, в каком есть обмотка. У большинства марок холодильников компрессорные агрегаты особо не отличаются друг от друга, к примеру, Атлант, Индезит, Бирюса, Саратов.
Дабы найти рабочее состояние агрегата нет необходимости снимать защитный кожух. Для измерения сопротивления пригодятся выводы из компрессора. Выводов всего три, каждый отходит от определенной обмотки: общей, рабочей и пусковой.
Реле, которое участвует в запуске мотора, конкретно соединено с этими контактами. В последних разработках в качестве регулятора скорости включения применяются электросхемы.
Как проверить сопротивление обмоток?
Дабы проверить на исправность компрессор, нужно выяснить какое сопротивление обмоток, выполнить это можно с помощью специального устройства — мультиметра (тестера).
Проверка компрессора мультиметром:
- Извлечь пусковое реле: снять крышку и отсоединить реле от контактов.
- При помощи тестера замерить сопротивление. При исправном компрессоре сопротивление между верхним и левым контактами тестера составляет 20 Ом (пусковая обмотка), а между верхним и правым (сопротивление рабочей обмотки компрессора холодильника) — порядка 15 Ом. При всем этом между левым и правым самое большее значение — 30 Ом.
- На усредненные характеристики, приведенные выше оказывает влияние марка холодильника. Так, сопротивление обмоток компрессора холодильника Бирюса, будет отличаться от данных холодильника Атлант, Индезит, Саратов. Но характеристики не должны превосходить разность в 5 Ом. В неприятном случае данные мультиметра будут указывать на неисправность компрессора.
- Не считая того, проверяется сопротивление меж проходными проводами и кожухом агрегата. Для этого щуп мультиметра присоединяется к медной части штуцера (любого), другой щуп крепится к проходным контактам. На исправность компрессора укажет значок обрыва, а на суровую поломку укажет какое-либо значение сопротивления.
Выяснить четкие данные можно из особых таблиц, где обозначено, какое сопротивление пусковой и рабочей обмоток компрессора холодильника типично для определенной марки. Так, в отдельной таблице можно отыскать характеристики для всех марок, к примеру, холодильника Бирюса либо Саратов, Атлант, Индезит.